12 провалов Facebook
Всегда всё делать правильно невозможно, и Facebook прекрасно это знает по собственному опыту. Компания сталкивалась с судебными исками, а некоторые её разработки оказывались бестолковыми. Вот список самых запоминающихся провалов в истории Facebook.
Facebook Beacon
В 2007 году соцсеть запустила свою первую рекламную платформу — Facebook Beacon. Она отслеживала активность пользователей, в том числе и на сторонних сайтах. Собранные данные использовались для таргетирования рекламы, причём согласия пользователей на это никто не спрашивал.
Beacon сразу вызвала гнев у защитников персональных данных, а гнев вылился в коллективный судебный иск. Facebook в конечном итоге вынуждена была отказаться от использования этой рекламной платформы.
Facebook Gifts
Попытка заработать на виртуальных подарках тоже оказалась неудачной. В 2007 году пользователям предоставили возможность покупать друзьям иконки с куском пиццы, тортом и тому подобным. Функция была доступна три года, но популярной не стала. Сообщая о её отключении, администрация соцсети сообщила, что будет фокусироваться на улучшении продуктов, которыми люди пользуются «каждый день».
Facebook Lite
Для тех пользователей, которым неинтересна вся многообразная функциональность соцсети, в 2009 году была запущена её облегчённая версия — Facebook Lite. Все что в ней можно было делать — это оставлять записи и добавлять друзей. Lite просуществовала всего восемь месяцев. «Мы прекращаем поддержку Facebook Lite, но этот опыт позволил нам многое понять», — прокомментировали тогда закрытие в компании.
@facebook.com
В 2010 году пользователи социальной сети получили почтовые адреса на домене facebook.com. Тогда многие думали, что это конец эпохи Gmail. Предполагалось, что такие адреса станут частью проекта "social inbox» — попытки сделать Facebook платформой для коммуникаций всех типов: SMS, личных сообщений, электронных писем.
С тех пор Facebook выпустила успешный Messenger, а Gmail и не думает сдавать позиции. А про почтовые адреса @facebook.com никто уже не вспоминает.
Утечка домашних адресов
В 2011 году Facebook предоставила внешним сервисам доступ к домашним адресам и номерам мобильных телефонов пользователей. В компании думали, что тем самым помогут людям заполнять в интернете многочисленные формы. Но вскоре выяснилось, что некоторые разработчики сторонних приложений развернули торговлю персональными данными пользователей Facebook.
Facebook Deals
Меньше полугода — с апреля по август 2011 года — просуществовал скидочный сервис Facebook Deals. Он призван был составить конкуренцию переживавшим тогда пик популярности Groupon и LivingSocial. Функцию попробовали в пяти городах и, по результатам эксперимента, решили не продолжать.
Скандал с мошенничеством при проведении IPO
После первичного размещения акций Facebook на бирже в 2012 году у наблюдателей возникли подозрения в использовании мошеннической схемы «накачка и сброс» (pump and dump) — искусственного завышения цены бумаг через заведомо ложные публичные заявления. Только в июле 2015 года суд поставил в этой истории точку, отклонив претензии недовольных акционеров.
HTML5
В первом интервью после IPO Марк Цукерберг признал, что компания слишком увлеклась HTML5, имея в виду написанные на этом языке приложения — они отличались нестабильной и медленной работой. По словам Цукерберга, ставку следовало делать на нативные приложения.
Facebook Home
В 2013 году компания презентовала новый интерфейс для смартфонов на базе Android. Пользователи получили возможность вынести основные функции соцсети в оболочку смартфона. Отзывы были смешанными, и в январе 2016 года компания свернула проект после двух лет простоя.
Утечка данных 6 миллионов пользователей
В 2013 году номера телефонов и адреса электронной 6 миллионов пользователей Facebook стали доступны для неавторизованного просмотра. Пользователи, которые загружали контактные данные своего списка друзей, случайным образом получали доступ и к данным посторонних людей. В соцсети это происшествие объяснили техническими неполадками.
«У нас нет данных о том, чтобы этой уязвимостью пользовались злоумышленники. Тем не менее, мы огорчены и испытываем неловкость. Мы будем усерднее работать над тем, чтобы подобное не повторилось», — комментировали историю в компании.
Creative Labs
Подразделение Creative Labs за два года существования выпустило такие приложения как Paper, Slingshot и Rooms. Однозначно популярной ни одну из разработок Creative Labs назвать нельзя. В декабре 2015 года подразделение закрыли.
Parse
В январе 2016 года стало известно, что бэкенд-платформа для мобильной разработки Parse, купленная Facebook в 2013 году, будет закрыта. С помощью Parse разработчики могли организовать хранилище данных, настроить интеграцию с социальными сетями, пуш-уведомления.