Google Trends
google.com/trends
В нашем обзоре мы расскажем о том, как бизнесу использовать Google Trends (Гугл Трендс), на какие показатели смотреть и каким образом адаптировать полученную информацию под SEO-кампании. Давайте посмотрим, как можно работать с Google Trends?
Главная страница
Здесь всё максимально просто: привычная строка поиска (только по трендам), несколько тематических блоков – от актуальных и популярных запросов текущего дня и месяца до лидеров прошлого года. Давайте представим, что мы маленькая региональная веб-студия, которая хочет узнать особенности своей ниши в России, проследить общие тренды.
Вбиваем в строку поиска «создание сайтов» и нажимам по кнопке «Поиск». Мы попали на вкладку «Анализ». По умолчанию Google Trends выдал нам данные по всему миру. Если вы не ставите перед собой задач по глобальному завоеванию рынка – сразу выбирайте интересующую вас страну. В нашем случае – это Россия.
Далее задаём параметры поиска и фильтрации по интересующему нас запросу: временной промежуток, тематическую категорию, область поиска.
• Временной промежуток. Задать можно какой угодно интервал времени – последняя неделя, месяц, квартал, год, несколько лет. Единственное ограничение – данные по всем поисковым запросам доступны лишь с 2004 г. (прим. – данные по «Google Картинки», «Google Покупки», «Google News» и «Поиск YouTube» доступны с 2008 г.).
• Категории. При необходимости можно настроить данные по конкретной нише – например, только «Интернет и коммуникации». Но лучше по умолчанию оставить «Все категории». Так мы соберём гораздо больше данных.
• Область поиска. Доступно всего пять областей: «Поиск по Интернету», «По картинкам», «По новостям», «Google Покупки» и «YouTube». Как правило, для анализа коммерческого спроса достаточно «Поиска по Интернету», поскольку основной поток запросов приходится именно на основной поиск Google. Плюс «Google Покупки». Информационные запросы по типу «как создать сайт», «как создать сайт бесплатно» мы бы анализировали через три оставшихся области поиска.
Коммерческие: «По Интернету», «Google Покупки»
Информационные: «По картинкам», «По Новостям», «По YouTube», «По Интернету»
Если у Google Trends недостаточно информации по тому или иному поисковому запросу, то перед вами появится вот такая табличка с рекомендациями. Если он действительно очень специфический или, выражаясь языком SEO, низкочастотный – то остаётся только смириться. Маловероятно, чтобы кто-то действительно искал в «Google Новости» «создание туристических корпоративных сайтов под ключ в Москве». Используйте более общие слова и словосочетания, а также меняйте область поиска трендов.
Если с количеством данных проблем нет, то Google Trends построит примерно вот такой график с динамикой популярности:
Так выглядит динамика поискового запроса «создание сайтов» по России. Чем бы он мог нам помочь? Во-первых, обозначить точки роста и спада трендов, во-вторых, помочь разобраться в причинно-следственных связях этих событий. Например, как связаны между собой увеличение поисковых запросов и увеличение стоимости разработки сайтов в России. Связано ли это с количеством открытых веб-студий?
Дополнительно мы можем понять:
• в какие месяцы лучше инвестировать в продвижение
• когда лучше воздержаться от рекламной активности
• на что перераспределить высвободившиеся деньги
Однако график – не истина последней инстанции и более того – это даже не реальное количество поисковых запросов пользователей. Числа на графике – доля выбранного запроса в общем числе поисковых запросов Google за определённый промежуток времени, приведённых в виде среднего показателя в интервале от 0 до 100. Своеобразный индекс популярности.
Например, на нашем графике с 2010 по 2013 гг. наблюдается спад индекса. Это означает лишь то, что популярность поискового запроса «создание сайтов» снижается. При этом общее количество запросов могло как расти, так оставаться на одном уровне или падать. Индекс популярности и их количество, безусловно, связаны между собой, но всё же не настолько, чтобы поставить между ними =.
Что насчёт прогноза по трендам?
«Точный прогноз на завтра в бизнесе вы узнаете послезавтра», - гласила народная мудрость 2000-х. В целом не поспоришь, но такова уж наша человеческая природа, что хочется знать если не всё, то очень многое. Google Trends даёт такую возможность. По крайне мере, для бизнеса.
На построенном выше графике есть поле «Прогноз». Нажав на него, Google Trends покажет нам, насколько поисковый запрос «создание сайтов» окажется популярным в ближайшем будущем. Как видите – нам с прогнозом не очень повезло. Google Trends прогнозирует ещё больший спад популярности запроса.
Обнадёживает лишь то, что прогнозы не могут рассматриваться как точные данные. Кстати, динамику некоторых поисковых запросов просто невозможно предугадать. Причин здесь несколько: 1) у Google недостаточно информации по ним; 2) задан слишком короткий временной интервал.
Экспансия в регионы
Предположим, нам в перспективе был бы интересен выход на новые рынки сбыта в России, а в идеале – открытие собственного регионального представительства. Как использовать Google Trends так, чтобы получить более или менее приближенную к реальности картину?
Используйте данные графика «Популярность по регионам». На нём представлен сводный рейтинг популярности запроса в том или ином регионе мира или конкретной страны. И даже в городах. Принцип для анализа запроса достаточно простой – чем темнее цвет на карте, тем более он популярен в регионе. В нашей нише таким местом оказалась Москва. Что, впрочем, и не удивительно. Чуть отстают Тульская и Оренбургская области.
Возникает тогда другой вопрос – почему возле показателя «Индекс количества запросов» стоит «0»? Значит ли это, что запрос «создание сайтов» там не вводят? Конечно, вводят, просто Google опять усредняет оценку в интервале от 0 до 100 и выносит вердикт – запрос в этом городе или регионе не популярен по сравнению с другими. В одном регионе его могут вбивать в строку поиска 100 раз, а в другом 1000 раз.
Чтобы определиться с целевой аудиторией и спросом в регионах – нужно учитывать две вещи: 1) стараться подобрать как можно больше схожих по смыслу ключевых запросов и объединить их в семантическое ядро; 2) пройтись в Google Trends по составленному списку и Yandex.Wordstat, сравнить полученные результаты, определиться c целевыми регионами – двух-трёх на первое время будет достаточно. Для проведения эксперимента запустить локальные рекламные кампании в Google AdWords или Яндекс.Директ.
Похожие запросы
В Google Trends есть ещё один полезный для маркетологов и SEO-специалистов раздел – «Похожие запросы». Указав запрос в Google Трендах, вы увидите список похожих и популярных запросов в нижней части страницы.
Использовать информацию из этого раздела можно и нужно в нескольких направлениях:
• для первоначального сбора семантического ядра сайта. Особенно актуально, если вы продвигаетесь по конкретным регионам. Но опять же – вся ваша выборка ключевиков в этом инструменте будет ограничена лишь самыми популярными запросами. Для низкочастотного (НЧ) продвижения сайта лучше обратиться к Wordstat либо к специальным базам с НЧ-запросами.
• для расширения списка ключевиков в Google AdWords.
В Google Trends похожие запросы подразделяются на две категории: «ТОП» и «В тренде».
1. ТОП. В нём представлены лишь те запросы, которые похожи на указанные нами ранее. Например, мы указали «создание сайтов», а Google Trends дополнил это «разработка создание сайтов», «разработка сайтов», «создание web сайтов» и др. Принцип, думаем, понятен.
2. В тренде. Здесь собраны те запросы, популярность которых резко возросла по сравнению с предыдущим периодом. Если выбираем для анализа май 2015 г., то сравнение будет с апрелем этого же года. И если популярность запроса возросла более чем на 5000% за этот период – напротив него отображается статус «Сверхпопулярность».
Для отображения всего списка запросов, предложенных Google Trends – экспортируйте всё в CSV.
Пять альтернативных способов использования Google Trends
Отлично, с основными возможностями Google Trends мы разобрались. Осталось рассмотреть альтернативные способы использования сервиса.
1. Оптимизация семантического ядра вашего сайта под тренды. Предположим, год назад вы хорошо поработали над составлением обширного семантического ядра, некоторые запросы выбились в топ, трафик вырос, но спустя год все количественные показатели стабилизировались примерно на одном и том же уровне.
Возможно, по некоторым ключевикам начался спад. Самое время пересмотреть список ключевиков – что-то убрать, а что-то добавить. Google Trends поможет вам сориентироваться в конкретном запросе: пройден ли уже пик популярности либо тренд на рост ещё впереди.
2. Идеи для блога или журнала. Вместо того, чтобы высасывать из пальца тему для публикации, просто зайдите в Google Trends, погрузитесь в интересы вашей аудитории, составьте контент-план на месяц и начинайте писать.
3. Видеоконтент. Вкладка «Популярное на YouTube» подскажет вам, какое видео интересно аудитории, и как ваш бизнес может помочь в удовлетворении этих интересов. Будет ли это реклама, вирусное видео или идея для передачи – решать вам.
4. PR-активность. Кто и как часто обсуждает вашу компанию в Интернете, не забыли ли о ней? Частично это можно отследить и с помощью Google Trends. Почему частично? Всё дело в том, что при анализе брендовых поисковых запросов учитываются публикации из очень крупных СМИ. Поэтому инструмент практически не пригодится для региональных компаний. Другое дело – бренды.
5. Маркетинговые сообщения. Предположим, вы производите натуральные кисломолочные продукты без ГМО. Как вы преподносите эту информацию аудитории? Как «натуральные продукты» или как «продукты без ГМО»? Прежде чем ответить на этот вопрос – загляните в Google Trends.
Вместо заключения
Использовать Google Trends мы рекомендуем в первую очередь для:
• первичного сбора семантического ядра сайта по высокочастотным запросам
• подготовки контента
• анализа трендов и подстройки под них вашей маркетинговой активности
• предварительного исследования региональных рынков